На Северной верфи почтили память корабелов, погибших в годы блокады

На Северной верфи почтили память корабелов, погибших в годы блокады 25.01.2019

На Северной верфи прошел митинг, посвященный полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады. Корабелы почтили минутой молчания погибших под обстрелами и умерших от голода и холода, и возложили цветы к памятнику «Корабелам, стоявшим насмерть».

Блокада и связанные с нею памятные даты для Северной верфи имеют особое, личное значение. Многие корабелы завода - потомственные ленинградцы, Их родственники пережили блокаду, а кто-то даже работал в Великую Отечественную войну на Верфи. Кораблестроители рассказывают, что родные неохотно делились своими воспоминаниями о блокадном Ленинграде, настолько это было страшное, тяжелое время. Вот одно из неопубликованных воспоминаний Федора Козодоя, работавшего в цехе №7 во время Великой Отечественной войны: «Наступил голод и холод. Стали гибнуть люди. Падали у станков, умирали на улицах и в домах. Мы сносили товарищей в подвал поликлиники, оттуда подразделения МПВО отвозили трупы на Красненькое кладбище. Прекратилась подача электричества, замерзла канализация и водопровод. В очередной раз сократили паек. Очень хотелось есть. Голод – это страшное чувство, никогда сытый не может ни понять, ни представить себе этого». В январе 1942 года Федор Козодой был награжден орденом Красной звезды за выпуск боеприпасов для фронта.

Еще одно воспоминание о том времени оставил в своей книге главный конструктор завода Орест Якоб: «Наступила лютая зима с ее холодом и голодом, но производство требовало полного напряжения всех сил. Рабочий день был установлен продолжительностью в 10 часов, выходных дней - два в месяц. А фактически мы (если того требовала обстановка) сутками не выходили с завода. Но бывали и невольные "выходные дни", из-за перебоев с электроэнергией. Зато в дни, когда включалось электричество, с нормами рабочего дня не считались и трудились без передышки, наверстывая потерянное время. В помещениях царил холод, особенно чувствительный для голодных людей. Скудного блокадного пайка, выдаваемого по карточкам, было недостаточно для поддержания сил. Особенно тяжело приходилось семейным… Ночью приходилось подниматься на крышу дома, чтобы тушить «зажигалки», щедро разбрасываемые фашистскими самолетами. А после тревожной ночи идти пешком на завод - городской транспорт не работал. Все частные телефоны были отключены, поэтому не было возможности сообщить своим близким, если приходилось задерживаться на работе. А ведь частые обстрелы и бомбежки давали основания для волнений...».

Основными кораблями на всех действующих флотах Великой Отечественной войны стали эсминцы проектов 7 и 7у, многие из которых были ранее построены на Северной верфи. В годы войны завод выполнял срочный ремонт кораблей, а также приспосабливал гражданские суда под нужды военного времени. Завод вел работу на 3-х площадках. Родная производственная база оказалась всего в 3-х км от линии фронта. Еще две заводские площадки были организованы на территории завода «Русский дизель» на Выборгской стороне и в бухте Гольцмана на побережье Ладожского озера, где было построено 14 барж для легендарной Дороги жизни.

Во время войны на территорию завода было сброшено 17,5 тысяч «зажигалок», 560 тяжелых фугасных бомб и крупнокалиберных снарядов. На фронт ушло, по разным оценкам, от 3-х до 4,5 тысяч кораблестроителей завода. Они вступили в 25-ый Стрелковый полк 44 стрелковой дивизии, знамя которой хранится сегодня в заводском музее. Полк держал оборону на Пулковских высотах, вел кровопролитные бои с фашистами в Новгородской области. Многие не вернулись с войны, до сих пор точные потери неизвестны. По официальным документам 286 человек пропали без вести.

Северная верфь шефствует над мемориалом Воинского захоронения на Красненьком кладбище Петербурга (район Автово), где захоронены в том числе и фронтовики Верфи. Сегодня представители администрации завода и Совета ветеранов Верфи возложили венок и цветы к мемориалу.

 




Возврат к списку

Детективное агентство "Открытие"